Возврат   Обзоры рынка
 
август 2005 г.

Кому в России он нужен, этот WiMAX?

По прогнозу “Телеком-Форума”, WiMAX-готовое, а затем WiMAX-сертифицированное оборудование в заметных масштабах начнет внедряться в российских БСПД не раньше середины следующего года. До тех пор операторы будут по-прежнему покупать главным образом фирменные системы ШБД и даже устройства Wi-Fi. На то есть несколько весомых причин. Несмотря на обещание ряда производителей (в частности, Alvarion, Airspan и Redline) обеспечить программную модернизацию своих WiMAX-готовых БС до полного соответствия сертифицированным моделям, операторы будут склоняться к тому, чтобы подождать еще годик и купить уже 100-процентную WiMax-систему. Во-вторых, абонентские устройства, изготовленные на базе фирменных наборов микросхем, модернизации не подлежат и поэтому стандартными, т.е. совместимы с устройствами других производителей и взаимозаменяемыми никогда не будут. Наконец, WiMAX-готовые и WiMAX-сертифицированные системы еще не менее года будут не дешевле фирменных (а БС – даже дороже), поэтому нет никакого смысла спешить с их покупкой, пока они не докажут свою состоятельность.

Но главная проблема WiMAX-оборудования на российском рынке заключается в том, что оно не сулит никаких видимых преимуществ операторам БСПД. Почему стандартное оборудование ШБД с огромным нетерпением ожидается в экономически развитых странах? Правительства этих стран надеются с его помощью обострить конкуренцию на массовом рынке широкополосного доступа в интернет и тем самым ускорить и расширить проникновение высокоскоростных каналов, что, по их мнению, увеличивает общую конкурентоспособность государств на мировых торговых рынках и помогает снижать остроту ряда внутренних проблем (в частности, безработицы). Признанные операторы надеются, что это оборудование поможет им выполнить требование правительств своих стран обеспечить для широких слоев населения повсеместную возможность широкополосного доступа (на 5–15% территории экономически развитых стран до сих пор отсутствует возможность высокоскоростного подключения к интернету). Они считают, что на базе ADSL решение данной задачи обойдется дороже. Наконец, альтернативные провайдеры надеются разрушить DSL-монополию признанных операторов.

Ни одной из этих предпосылок для быстрого и широкого внедрения WiMAX-оборудования в России нет. Даже альтернативные операторы, конечно же мечтающие разрушить монополию своих признанных оппонентов на “последнюю милю”, совсем не помышляют о выходе на массовый рынок. Единственным исключением является зарождающийся класс Ethernet-провайдеров, строящих в российских городах так называемые домашние сети, но он взял на вооружение другой способ построения сетей широкополосного доступа, который к тому же дешевле WiMAX’а. Абсолютное большинство альтернативных операторов работает на рынке корпоративных пользователей, где фактор более дешевого в перспективе абонентского устройства играет очень маленькую роль. Их значительно больше интересует стоимость БС, а в этом плане WiMAX ничего впечатляющего не предлагает. А кроме того, их интересуют высокие скорости и большая дальность передачи данных (как в магистралях, так и на последней миле), надежность организуемых радиоканалов и возможность предоставления абонентам каналов Е1. Здесь также WiMAX не предлагает ничего революционного по сравнению с фирменными системами ШБД.

Возможность оказания услуг вне зоны прямой видимости также малопривлекательна. В этих условиях резко сокращается радиус покрытия базовой станции (см. “В отсутствие прямой видимости”), а наши альтернативные операторы, наоборот, заинтересованы в расширении зоны покрытия каждой БС. Их идеал – покрытие такого города, как Петербург, полудюжиной БС.

Короче говоря, в обозримом будущем в нашей стране WiMAX никому особенно не будет нужен. Необходимые административные и финансовые ресурсы для внедрения новой технологии у нас отсутствуют. А такие проекты, как объявленный в июне японским концерном Sumitomo (см. “Sumitomo инвестирует в развитие ШБД в России”), если и будут реализованы, то в ближайшие пять лет скорее всего в единичных случаях.

Конечно, WiMAX-оборудование будут покупать, и с каждым годом все больше. Но произойдет это по одной простой причине: производители будут постепенно переходить на выпуск только стандартного оборудования, и предложение на рынке фирменных систем в конце концов сойдет на нет. Что же касается ближайших года-двух, то в этот период основной оборот на российском рынке БСПД обеспечат уже опробованные и зарекомендовавшие себя в различных сетях фирменные системы компаний Alvarion, InfiNet, Aperto, Airspan, Motorola, а также, возможно, Wi-LAN, “Натекс” (Redline) и Proxim. Кстати, производители фирменных систем PacketWave 1000 (Aperto), BreezeAccess VL (Alvarion) и Libra 3000 (Wi-LAN) утверждают, что это оборудование в ряде случаев способно работать в отсутствие прямой видимости.

При этом вплоть до 2009 года операторы за пределами Москвы, Петербурга и, может быть, еще пары городов-миллионников продолжат закупки не обеспечивающего QoS оборудования Wi-Fi (правда, в сокращающихся с каждым годом объемах). Как сказал на одном из круглых столов “Сетевого” начальник отдела беспроводных технологий компании CompTek Станислав Рыбалко, бизнес-модели операторов учитывают разные группы пользователей. Одни готовы платить достаточно большие деньги за высококачественную услугу, других устраивает практически любой канал передачи данных, но за небольшую плату. Именно поэтому во многих городах существуют гибридные сети, часть которых построена на оборудовании со всевозможными сервисами, а часть (большая или меньшая) – на оборудовании стандарта Wi-Fi. В будущем, когда стоимость высоких технологий начнет снижаться, в том числе и благодаря стандарту WiMAX, оборудование Wi-Fi из БСПД постепенно вытеснится, но это не одномоментный процесс. Такой же точки зрения придерживается и один из пионеров российского беспроводного сете-строительства, а ныне генеральный директор компании “Яндекс” Аркадий Волож: “Я полагаю, что еще долго останутся ниши, где будет востребовано дешевое оборудование Wi-Fi”.